Эффективность применения игрового метода в обучении плаванию детей дошкольного возраста

Библиографическое описание: Качковская Н. А. Эффективность применения игрового метода в обучении плаванию детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 335-337.



В статье представлены результаты исследования, проводимого с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием игровой методики обучения плаванию. Показаны результаты и уровень эффективности игрового метода в сравнении с традиционным обучением плаванию.

Ключевые слова: плавание, дошкольники, игровой метод

Физическое воспитание детей дошкольного возраста является не только важной частью общего учебного процесса, но и направлено на формирование здорового организма ребенка, укрепление иммунитета и оздоровление. На современном этапе развития педагогической науки важно сформировать правильные физические навыки, не допустить искажений и патологий в физиологическом развитии ребенка.

К принципам правильного физического воспитания можно отнести:

1. акцентирование внимания на личности ребенка;

2. превращение обучающей деятельности в активный творческий процесс;

3. демократия в отношениях между педагогом и воспитанниками.

Соблюдение этих принципов позволит усилить эффективность обучения, а также выбрать наиболее подходящий вид спорта для каждого ребенка.

Наиболее эффективным способом общего оздоровления ребенка дошкольного возраста является плавание. Плавание представляет собой целую систему комплексного положительного воздействия на нервную, опорно-двигательную, сердечнососудистую и дыхательную системы организма.

Сам процесс плавания является стимулирующим механизмом воздействия на систему кровообращения и связочный аппарат. Ребенок, занимающийся плаванием, в значительной степени превосходит своих сверстников по уровню физического развития и достигает высоких показателей двигательной активности. Также плавание усиливает сопротивляемость иммунной системы и является естественным способом профилактики простудных заболеваний [2; 3].

Необходимо отметить, что положительное физиологическое воздействие плавания на организм ребенка можно сочетать с педагогическими методиками.

Применение игрового метода на занятиях плаванием является обязательным требованием физического воспитания. Для этого метода характерны:

− эмоциональность и соперничество, проявляемые в рамках правил игры;

− вариативное применение полученных умений и навыков в связи с имеющимися условиями игры;

− умение проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения в игровых ситуациях;

− комплексное совершенствование физических и морально-волевых качеств: ловкости, силы, выносливости, быстроты ориентировки, а также находчивости, смелости, воли к победе [2].

Предполагается, что применение различных игр и игровых приёмов при обучении детей плаванию повысит эффективность занятий и ускорит формирование навыка плавания у детей старшего дошкольного возраста.

В связи с этим, целью исследования является изучение и экспериментальная проверка эффективности использования игрового метода при обучении плаванию старших дошкольников.

В ходе исследования проводимого на базе плавательного бассейна дошкольного отделения ГБОУ школа № 2017 в 2016–2017 учебном году с детьми старшего дошкольного возраста была выявлена общая тенденция снижения психической возбудимости, нервозности и эмоциональной нестабильности детей, которые занимались плаванием. Стоит отметить, что вода имеет физическое свойство обволакивания, воздействия на нервные рецепторы, оказывая успокоительное действие. В процессе плавания не только улучшается физическое состояние, но и в рамках педагогического влияния улучшается коммуникативная способность ребенка [6].

На первом этапе исследования применялась программа обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста, состоящая из 25 упражнений, продолжительность занятия — 25–30 минут. Упражнения были разделены по следующим категориям:

Таблица 1

п\п

Вид упражнения по обучению плаванию

Объем использования врамках программы

1.

Упражнения на освоение свойств воды, взаимодействия тела и воды

10 %

2.

Упражнения по погружению в воду и правильному всплыванию из нее

3 %

3.

Упражнения для освоения навыка лежания на воде

9 %

4.

Упражнения для освоения навыка правильного скольжения по воде

25 %

5.

Дыхательные упражнения

13 %

6.

Плавательные упражнения: выработка и закрепление

32 %

7.

Упражнения на освоение навыка правильных прыжков в воду

6 %

Оставшийся объем занятий отводится упражнениям на закрепление пройденного материала на каждом этапе

12 %

Важным аспектом в рамках исследования являются основной традиционный и новый дополнительный методы, которые использовались в процессе обучения детей плаванию. В двух группах программа обучения длилась одинаково и состояла из основных этапов освоения плавания, но методы использовались разные. В первой исследуемой группе детей старшего дошкольного возраста применялся традиционный метод обучения, а во второй, аналогичной возрастной группе — игровой метод.

Для того чтобы в рамках игрового метода достигнуть высоких результатов, стоит учитывать следующие аспекты данного метода обучения:

1. избегать допуска ошибок во время игровых упражнений и заигрывания детей;

2. достигать во время игры поставленной цели упражнения;

3. использовать только посильные задания и упражнения, в соответствии с возрастом и полученными навыками детей;

4. игровая основа упражнения должна быть направлена на повышение активности ребенка;

5. степень эмоциональности детей во время игры должен постоянно контролировать педагог;

6. во время игры нельзя забывать о развитии физических навыков и способностей.

На начальном этапе были отобраны дети, которые имеют примерно одинаковое физическое развитие и навыки, при этом не умеют плавать.

Первые занятия с детьми обеих групп были направлены на ознакомления с водой, ее свойствами и положением тела в воде. При этом в группе, где применялся игровой метод, использовались различные игровые упражнения, такие как «Крокодил», «Насос», «Резвый мячик», «Поплавок» и т. д.

Следующим этапом стало закрепление навыков держаться на воде и приобретение уверенности в выполнении данного упражнения.

На всех последующих этапах, в рамках программы, для усвоения основных упражнений использовались различные игровые приёмы. Общее число игровых приёмов составило 8 основных видов и 4 дополнительных упражнения на закрепление навыков плавания [4; 5].

В начале и в середине учебного года в двух группах проводилось контрольное тестирование изучаемых показателей.

Важно отметить, что специальная игровая методика, даже к середине учебного года, на практике, уже дала высокие показатели эффективности освоения плавательных навыков. Полученные результаты отображены в таблице 2.

Таблица 2

Процентное соотношение детей по контрольным показателям вгруппах сразными методами обучения плаванию

Вид упражнения

Группа сприменением игрового метода обучения (%)

Группа сприменением традиционного метода обучения (%)

Начало года

Середина года

Начало года

Середина года

«Крокодил»

10

72

8

48

«Резвый мячик»

20

86

18

64

«Насос»

5

80

10

72

«Поплавок»

5

83

10

68

«Стрела»

16

76

14

70

«Торпеда»

14

70

10

61

«Дельфин»

0

54

0

37

«Прыжок в колодец»

0

69

0

58

Как видно из таблицы дети в возрасте от 5 до 6 лет, которые получали обучение по игровому методу лучше выполняли контрольные задания и имели высокие показатели усвоения навыков плавания уже на промежуточном этапе, в отличие от детей традиционной группы. В группе с традиционной методикой обучения количество детей, выполнивших контрольные упражнения, составило, в среднем, 53 %, а в группе с применением игрового метода — 75 %. Что подтверждает положительное влияние применения игрового метода на уровень освоения плавательных навыков и более высоких показателей к середине учебного года. Обучение плаванию детей в этом возрасте происходит наиболее эффективно, так как этот период является сенситивным для освоения техники движения разных двигательных действий и формирования двигательного стереотипа, сохраняющегося в дальнейшем на протяжении всей жизни. Поэтому можно выявить закономерность значительно лучших результатов обучения по игровой методике.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Игровой метод имеет стабильно высокую эффективность при использовании на системных занятиях по обучению плаванию, так как игровые формы позволяют ребенку легко, доступно и непринужденно усваивать навыки плавания.
  2. Игровая методика приводит к снижению психоэмоциональной напряженности ребенка, успокаивает и стабилизирует. Происходит гармоничное физическое и психическое развитие ребёнка.
  3. В игровом процессе стимулируется познавательный процесс, дети получают важные навыки коммуникации, достижения поставленных целей путем взаимодействия в коллективе.
  4. Игровой метод в значительной степени эффективнее традиционного метода обучения, направлен на выполнение задач здоровьесбережения ребенка, правильное физическое воспитание и физиологическое развитие без патологий и искажений.
  5. Так же можно предположить, что дальнейшее применение игровой методики на занятиях плаванием с детьми старшего дошкольного возраста ещё более увеличит количество детей, имеющих высокие показатели усвоения навыков плавания к концу учебного года.

Литература:

  1. Булгакова Н. Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. М: ФиС, 2001. 265 с.
  2. Карпенко Е. Н., Короткова Т. П., Кошкодан Е. Н. Плавание: игровой метод обучения. — М.: ЧЕЛОВЕК, Пространство, 2009. — 48 с.
  3. Кузнецова Ж. В. Плавание в дошкольных образовательных учреждениях как одна из форм развития двигательных качеств у дошкольников // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2013. № 6. С. 104–106.
  4. Нагорнова Л. В., Волынкин В. И. Игра как метод обучения младших школьников // Гуманитарные исследования. 2014. № 2(50). С. 160–164.
  5. Осокина Т. И, Тимофеева, Е. А., Богина Т. Л. Обучение плаванию в детском саду: книга для воспитателей детского сада и родителей. М: Просвещение, 1991. 159 с.
  6. Чертов Н. В. Обучение плаванию. Ростов, Южный федеральный университет. 2010 г., 178 с.

Похожие статьи

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle